пятница, 14 ноября 2014 г.

Конспекты уроков за октябрь.


Средневековые представления о человеке и обществе
Следующим за античным этапом в развитии философской мысли Ев­ропы был средневековый. Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от Древнего мира до Но­вого времени. Для Западной Европы его начало приходится на V в. н. э., а завершение относится к XV в. Античность и ее философское наследие были востребованы лишь отчасти.
Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным монотеистическим мировоз­зрением. Основным и самым значимым источником для философских раз­мышлений становилось Священное Писание.
В философии Средневековья обычно выделяют два периода, называе­мых «патристика» (IV-VIII вв.) и «схоластика» (VI-XV вв.). Патристика (от лат. pater- отец) - это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. К числу наибо­лее известных деятелей патристики относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.
Схоластика («школьная философия») постепенно соединила теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. Отцом схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период расцвета схоластики, в XIII веке, работали Альберт Великий, Френсис Бэкон, Фома Аквинский, Сигер Брабантский.
Средневековую философию отличают следующие особенности:
1. Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возгла­шался Бог. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы (становилась «служанкой» теологии).
2. Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. creatio - создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.
3. В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. providentia - провидение, Божий промысел) - миром управляет божественное провидение.
4. Основным способом познания мира был признан мистический: по­знание через божественное откровение. Крупнейшими мыслителя­ми Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274).
Одной из основных проблем их учений была проблема соотношения разума и веры в процессе познания. Аврелий Августин разработал тео­рию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться к вере посредством нерациональных источников: чувств, желаний, воли.
Возможен, однако, и другой путь к религии - через мышление, философ­ствование (так называемый рациональный). Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательст­вами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».
Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры разума внес Фома Аквинский. Его учение составляет основу официальной доктрины католической церкви. Фома Аквинский утверждал, что вера не должна про­тиворечить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рацио­нально доказаны. Он приводил пять доказательств существования Бога:
- первое доказательство: в мире все находится в движении , следо­вательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;
-второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;
- третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закона мог быть только Бог;
- четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая по­следующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;
- пятое доказательство: мир един, его развитие направлено на дос­тижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.
По мнению Фомы Аквинского, вера и разум разными путями идут к об­щей цели - познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера - на теологию. Бог открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным - через откровение. До­пустимы оба пути постижения Бога, однако несомненный приоритет Фома Аквинский отдавал вере.
И представители патристики, и представители схоластики утверждали исключительную роль человека среди творений Бога. Согласно христиан­скому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми живыми суще­ствами, а отдельно, в специальный день. Человек, согласно убеждениям философов Средневековья, венец творения. Он является конечной целью творения и господствует на земле. Более того, «человек - образ и подобие Бога». Божественные качества человека - это разум и воля. Именно разум и свободная воля, данные человеку Богом, делают человека нравственным существом, способным различать добро и зло. Человек может выбирать между добром и злом. Но первые люди - Адам и Ева - сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и совершили грехопадение. Их потомки отныне несут на себе следы грехопадения и имеют двойственную природу. Человек, однако, может с божественной помощью преодолевать свои греховные наклонности. Промысел Божий в том, чтобы праведники трудились во спа­сение мира и человека.


Политика и государство: новый взгляд
Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени выступает не общество как целое, а отдельный человек, индивид. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.
Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и «госу­дарство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.
Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, соз­дание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.

Просвещение: вера в разум и прогресс
Французский философ Франсу а Мари Аруэ Вольтер утверждал, что «из всех живых существ человек наиболее совершенен». Он критикует ре­лигиозные воззрения и требует религиозной свободы . Источниками ре­лигии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и обман.
Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должн ы стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение. Он мечтает о просвещенном правителе.
Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуа­зии - равенство людей. Но он понимает это равенство лишь как полити­ческое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равно­весия и нормального развития общества.
Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев. Он критикует современную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совер­шенствованию нравов. Это не значит, что он отвергает науку и культуру как таковые. «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».
Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости - ут­верждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.

Становление общественных наук
При переходе к индустриальной цивилизации на первый план стали вы­ходить экономические проблемы. Главный вопрос звучал так: в чем истоки богатства народов, или, говоря словами А.С. Пушкина: «Чем государство богатеет»? Не отдельный человек, а именно государство, поскольку новое время - это период становления общенациональных рынков и экономик . Ответы на данный вопрос представителями разных экономических школ давались различные, они представлены в таблице.

Сравнительная характеристика экономических учений
Взгляды
Меркантилисты
Физиократы
А. Смит
Источник богат­ства
Деньги (золото,
серебро)
Плодородная земля
и ее продукт
Производительный
труд
Главная сфера
экономики
Внешняя торговля и промышлен­ность, произво­дящая товары
для вывоза
Сельскохозяйствен­ное производство
Все сферы про­изводительности
труда
Роль государства
Необходим го­сударственный
контроль за эконо­мической деятель­ностью
Управление эко­номическим про­цессом излишне
(процессы идут
естественно, как
в природе)
Естественная сво­бода, рыночный
механизм регули­рования

В заключение отметим, что новые идеи в социологии в XIX в. лишь пробивали себе дорогу . И многими исследователями общество рассматри­валось как «организм», аналогичный организмам живой природы.

Справедливое общество и пути к нему
Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общества. Так появилась и развивалась социалистическая идея. Ее сторонники стали называться социалисты-утописты. Известно, что к ним в первую очередь от­носят философов рубежа XVIII-XIX вв. - А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, называемых поздними утопистами, в отличие от ранних утопистов, мысли­телей XVI в. - Т. Мора и Т. Кампанеллы.
В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно по­лезная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Т. Мор так представляет идеальное общество. На острове Утопия счастливые жители не знают частной собственности, все трудятся. С об­щественных складов берется все необходимое. Денег нет, золото - пре­зренный металл, идущий на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ.
В «Городе Солнца» Т. Кампанеллы жители также свободны от частной собственности. Трудовой день не превышает четырех часов. При этом дос­тигнуто полное материальное изобилие. Для продолжения рода начальники отбирают будущих родителей:«.. .женщины статные и красивые соединяются только со статными и красивыми мужами, полные же - с худыми, а худые -с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга». Дети подлежат общественному воспитанию, которое осуществляют специальные служащие по единому распорядку. Преступления против власти караются смертью: народ «убивает или побивает осужденного камнями».
Марксистское учение об обществе
Зарождение марксизма в середине XIX в. было обусловлено рядом факторов. Социальной основой появления марксизма явилось утверждение капитализма в Западной Европе, рост его противоречий, первые массовые выступления рабочего класса во Франции и Германии в 30-40-х годах XIX сто­летия. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая класси­ческая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах), английская политэкономия (Д. Рикардо, А. Смит), французски й утопический социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), а также труды французских историков периода Реставрации (Ф. Гизо, О. Минье). На формирование взглядов основоположников нового учения повлияли и открытия в естествознании.
К. Маркс и Ф. Энгельс отказались от господствующего в науке по­ложения о том, что решающая роль в общественном развитии принадле­жит духовной деятельности людей. Свои воззрения они излагали таким образом:
  • примат общественного бытия по отношению к общественному соз­нанию;
  • решающая роль материального производства в жизни общества;
  • необходимость соответствия производственных отношений харак­теру и уровню производительных сил;
картинка.jpg
  • неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.
Остановимся на экономических воззрениях К. Маркса . Если теория трудовой стоимости А. Смита стала ответом классической политэкономии на вопрос, в чем истоки богатства народов, то теорию прибавочной стои­мости К. Маркс рассматривал как ответ на вопрос: «Почему в богатом об­ществе массы, создающие материальные богатства, сами живут в нищете и убожестве?»
Согласно марксизму капиталист богатеет, а рабочий беднеет потому, что первый присваивает себе неоплаченную часть труда второго. Это и есть капиталистическая эксплуатация. Такое положение дел, в свою очередь, является следствием экономических условий, при которых капиталист выступает собственником средств производства, а рабочий может предложить
на рынке лишь свою рабочую силу.
картинка.jpg

Стоимость товаров, производимых рабочим (новая стоимость), значи­тельно больше стоимости средств его существования (заработной платы). Эта разница и лежит в основе прибавочной стоимости. На смену капитализма должна прийти коммунистическая формация . Это произойдет через острое противоборство, через революцию.
Социально-философская мысль XX в.

Марксистское учение стало одним из популярных в XX в. Но оно суще­ствовало в разных вариантах:
1) радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в не­избежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России;
2) умеренном, реформистском - Э. Бернштейн.
картинка.jpg
Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Оп­ределенная группа исследователей исходит из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступает техника, производственные технологии. Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилиза­ция обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию, к постоянном прогрессу , совершенствованию своих па­раметров. В этих условиях особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями - технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление общественными процес­
сами. Проявления такого подхода можн о найти в трудах американского экономиста Дж . Гэлбрейта (род. 1908).
Влиятельным философски м направлением в XX в. стал экзистенциа­лизм. Впервые упоминание об экзистенциализме (философии существо­вания) появилось в конце 1920-х гг. Мало кто тогда мог предположить, что это направление превратится в одно из главных духовных движений XX в., а его создатели - немецкие философ ы М. Хайдеггер, К. Ясперс, французские философы и писатели Ж.П. Сартр, А. Камю - станут классиками философской мысли новейшей эпохи.
В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и сущест­вования человека. Поясним эту мысль на примере рассуждения Сартра:
1. При изготовлении вещи человек предварительно формирует идею. Например, ремесленник , изготавливающий нож, исходит из своих пред­ставлений о том, что такое «нож» и какой именно нож сейчас надо сделать. В данном случае сущность предшествует существованию.
2. Ребенок, родившись, уже существует, но ему еще предстоит стать таким, каким он сделает себя сам. Следовательно, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превра­щение в человека. Это резко усиливает ответственность как за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, так и за все, что происходит с другими людьми. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, то тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей... Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе - наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не на земле, - то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество.
Итак, по мнению экзистенциалистов, человек внутренне свободен, его трудный удел - быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности. Но нести бремя свободы нелегко. Человек может отказаться от нее, стать как все, но в этом случае он перестает быть личностью.
Русская филосовкая мысль 11-18вв.
Данный период в развитии русской философии характеризовался философией всеединства. Основным представителем был Владимир Соловьев. Всеединство – есть идеальное, преображенное состояние мира и человека, как божественной триады. Основанием такого понимания всеединства является антологическая реальность Бога, которая предшествует нашему несовершенному миру, и гарантирует воплощение идеального божественного состояния. В результате чего соловьев вводит понятие богочеловечества. Богочеловечество – есть единственно возможная модель существования человека и человечества в историческом времени. Богочеловек, по мысли Соловьева, представляет собой соединение Логоса и Софии, то есть личностное выражение всеединства. Божественная благодать (София). София – это четвертая ипостась, которая не обладает собственным бытием, а создается волей и любовью триединой, ипостасной, божественной сущностью. София рассматривается как посредник между Богом и тварным миром. Именно поэтому она едина и множественна одновременно. То есть несет в себе одновременно божественную и человеческую природу. На множественность Софии действует сила всеединства, где Логос действующее активное начало. В результате чего: Основой бытия являются множественные элементы. Динамические силы, обладающие внутренней энергией. Существа, обладающие субъективной идеей. Эти три компонента образуют материю божества, или богочеловечества.

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и проф. выбор.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
      В современном мире образование является одной из важнейших социальных ценностей. При определенных условиях оно открывает доступ к другим общественным благам: социальному статусу, материальному благополучию, социальной устойчивости.
      Сегодня в нашей стране по окончании учебного заведения молодые люди не получают гарантированного трудоустройства, как это было еще два десятилетия назад. Молодой специалист должен трудоустраиваться самостоятельно. О том, что далеко не все выпускники оказываются успешными на рынке труда, свидетельствует статистика: 40% от общего числа безработных составляют люди в возрасте до 30 лет.
      Итак, первое, что позволит успешно соперничать на рынке труда, — это качество образования. Конечно, диплом МГУ, МГИМО и еще двух-трех десятков престижных учебных заведений является хорошей рекомендацией, но он не дает полной гарантии трудоустройства. Требуется владение практическими навыками, для ряда профессий — коммуникативными умениями и многим другим, что ценится сегодня работодателями. Трудоустройству на постоянной основе часто предшествует испытательный срок, в ходе которого и выясняется наличие или отсутствие этих качеств у будущего специалиста.
      Еще одним условием, способствующим успешному трудоустройству, является наличие хотя бы небольшого стажа работы. Он свидетельствует, что человек уже обрел, пусть начальные, практические навыки, дополняющие теоретическую подготовку. Поэтому желательно начать работать еще во время учебы. Это тяжело, зато приобретается трудовой стаж. А если студент трудится по избранной специальности, то появляются и начала профессионализма. Можно освоить умения, которые невозможно приобрести без практики, быстро обнаружить пробелы в получаемых знаниях, что придает учебе более осмысленный характер.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕНИЯ
      Начнем со слов, определяющих этот круг профессий, — социальные и гуманитарные. Вы знаете, что они оба ведут свою родословную от латинских слов socialis и humanus, означающих, соответственно, «общественный» и «человеческий, человечный».
      Из этого следует, что социально-гуманитарные знания — это знания о человеке и общественных отношениях, о том, что окружает человека, что так или иначе оказывает прямое или опосредованное влияние на развитие как человека, так и общества.
      Профессиональная деятельность в этой области выходит на межличностные отношения, в ее основе лежит взаимодействие с людьми. Или, как говорят ученые, социально-гуманитарные профессии связаны с деятельностью в системе «человек — человек».
      Отсюда понятно, что необходимым для профессионала в этой сфере являются умения, позволяющие общаться с людьми, устанавливать с ними различные по характеру и длительности контакты. Овладение искусством общения, которое во многом определяет профессиональную успешность, требует знаний о том, как выстроить диалог, как расположить к себе собеседника или аудиторию, как вызвать на откровенность замкнутого и, не задев самолюбия, не обидев, остановить излишне разговорчивого, как направить беседу в нужное русло и т. д. Вместе с тем данные знания вряд ли помогут в профессиональной деятельности, если одновременно с ними человек не приобрел соответствующих личностных качеств, к примеру таких, как уважение к чужому мнению, признание права другого человека на свою точку зрения, на свою позицию и ошибку, деликатность, искренность, естественность, гибкость и, разумеется, толерантность.
      К числу важных профессиональных качеств гуманитария относится и эмпатия, т. е. умение поставить себя на место другого и почувствовать, что ощущает собеседник или целая группа людей, например экскурсионная, студенты в аудитории или зрители в театральном зале. От умения проникать в настроение тех, на кого направлено социальное действие, во многом зависит успешность лектора, артиста, учителя, журналиста.
      Еще одной важной чертой профессий этого круга является то, что они несут в себе элементы творчества, предполагают способность к импровизации, готовность обнаруживать в привычном новые стороны, умение показать всем хорошо знакомый предмет, явление с неожиданной стороны. Без этого нового ви́дения невозможно сделать открытие, написать статью, монографию, учебник, повесть, роман, провести урок, прочитать лекцию, сыграть роль...
      Как никто другой, гуманитарий должен знать, что окружающий мир неоднозначен и многообразен, что каждая человеческая личность уникальна и самобытна и имеет право на то, чтобы быть самой собой, непохожей на других, право на собственную судьбу и свое миропонимание. В школьном учебнике невозможно рассказать обо всех умениях и личных качествах, необходимых для профессионалов в социально-гуманитарной области, тем более что каждая профессия, и даже специальность, требует дополнительно своих, специфических умений и личностных качеств. Однако еще одну общую черту назвать надо — это постоянная учеба, которая не заканчивается никогда. Более того, область гуманитарных профессий требует хороших знаний из смежных областей. Например, вряд ли можно стать высококлассным социологом без знания психологии, философии, политологии, и, наоборот, политологу необходимы знания социологии и, разумеется, психологии и философии.
      Очень важны для будущего профессионала-гуманитария знания психологии, политологии, социологии, которые дает обществоведение, поскольку в своей совокупности они раскрывают многогранный мир человека и общества людей. Без овладения совокупными знаниями ряда социально-гуманитарных дисциплин невозможно стать профессионалом в этой области.
      Поскольку обо всех гуманитарных профессиях рассказать невозможно, остановимся на тех, которые основываются на знаниях, раскрываемых в профильном курсе обществоведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий