суббота, 9 апреля 2016 г.

Выборы в демократическом обществе

Выборы в демократическом обществе

Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избирательная система включает два основных структурных компонента: 
1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов;
2) избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.

 Подчеркнем, что некоторые политологи рассматривают в составе избирательной системы, наряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи.

Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).

В узком смысле избирательное право – это политическое право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное) в органы государственной власти и местного самоуправления.

В большинстве стран, в том числе и в России, право избирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претендующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Президентом РФ – с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.

Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 

Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представлено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Японии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной агитации. В последние годы значительно повысились требования и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избирательное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.

На основе избирательного права реализуется избирательный процесс, включающий несколько последовательно осуществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и проведение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный процесс называют избирательной системой в действии.

Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажоритарно-пропорционалъный (смешанный) типы избирательных систем. Подчеркнем, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится стабильность, в другой – равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей – связи между избирателями и избираемыми. Избирательные системы всегда отражают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.

 Мажоритарная система - система при которой избранным считается кандидат получивший большинство голосов. Различают:
  • Мажоритарная система абсолютного большинства, при которой избранным считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.
  • Мажоритарная система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, набравший голосов больше чем у остальных.
Плюсами данной системы можно назвать то, что она достаточно проста, и может позволить создать устойчивое правительство, опирающееся на прочное большинство в парламенте. Минусами являются то, что, как правило, выборы при данной системе проходят в два тура, следовательно проводить ее довольно затратно.

Пропорциональная система - система при которой нет единого победителя, так как она основана на соответствии между количеством голосов за партию (блок) и количеством получаемых ею депутатских мест - мандатов.

Плюсы - высокое представительство на всех условиях. Дешевле, так как проводится в один тур. Минусы - если избирательный барьер очень высок, то многие социальные группы остаются без своих представителей. Так же, при голосовании за партии а не за людей нарушается связь между кандидатом и избирателем.

Смешанная - система при которой половина кандидатов избирается по пропорциональной системе, а вторая половина по мажоритарной.

Выборы - процедура формирования государственного органа, и наделения полномочиями должностных лиц последствием голосования.

Абсентеизм - сознательное не участие в выборах.

Основные принципы демократического избирательного права:
  • Всеобщность
  • Принцип равенства голосов
  • Тайность
  • Непосредственность
  • Состязательность
  • Гласность
  • Свобода выбора
  • Ограничение срока избрания

Избирательная кампания

Под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Началом избирательной кампании является рещение о назначении даты выборов – дня голосования. Эта процедура обеспечивает реализацию важных принципов выборов – обязательность и периодичность. Подготовку к проведению выборов в России осуществляют гласно и открыто избирательные комиссии под руководством Центральной избирательной комиссии РФ.

Организационный этап включает следующие мероприятия: образование избирательных округов и участков, составление списков избирателей. В списки избирателей вносятся граждане, имеющие право голосовать. Эти сведения направляются в территориальные избирательные комиссии. В итоге определяется общая численность избирателей на той или иной территории, что имеет большое значение для образования избирательных округов. Избирательные округа представляют собой части территорий субъектов РФ с примерно равным числом избирателей и подразделяются на избирательные участки (не более 3 тыс. избирателей, чтобы избежать перегрузки в работе комиссий в день выборов). Участки располагаются чаще всего в здании школы, где проходит голосование.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы, а также на выборные должности принадлежит преимущественно политическим партиям и отдельным гражданам. Сочетание этих вариантов наблюдается, например, на выборах Президента РФ и губернаторов. При этом самовыдвиженец на президентский пост должен собрать не менее 300 тыс. подписей избирателей, а на губернаторский – количество подписей, установленное в законах субъектов РФ. Подписные листы сдаются в соответствующую избирательную комиссию для экспертной проверки. Если обнаружится более 5% недостоверных подписей (брака), то кандидаты не допускаются к выборам. Так, на выборах Президента РФ 2012 г. регистрацию смогли пройти лишь 5 из 13 претендентов, остальным было отказано в статусе официальных участников избирательной кампании на основании нарушений тех или иных требований закона.

Кандидаты от партий имеют некоторые преимущества. Так, на выборах Президента сбор подписей (не менее 100 тыс.) предусмотрен только в случае, если партия не прошла в Госдуму текущего созыва или не представлена в одной трети региональных парламентов. Претенденты же на губернаторский пост вообще освобождаются от сбора подписей избирателей.

Выборы в Госдуму осуществляются только по партийным спискам. Кандидатом от партии может стать и беспартийный россиянин, если его кандидатуру поддержат 10 членов региональной ячейки, а затем одобрит региональная партийная конференция и съезд. Партийные списки также подлежат регистрации. Отметим, что к очередным выборам в Госдуму (2011 г.) впервые были допущены все 7 официально зарегистрированных тогда политических партий.

Предвыборная агитация. После регистрации претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и ее преимуществах по сравнению с другими, описать возможные негативные последствия в случае прихода своих оппонентов к власти, ответить на их критику. Агитация проводится на каналах телерадиовещания, в периодических печатных изданиях, посредством массовых мероприятий: собраний, шествий, публичных дискуссий, пресс-конференций.
Голосование и подведение итогов выборов. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Наступает так называемый «день тишины», когда избиратели в спокойной обстановке могут окончательно определиться со своим выбором. В день голосования избиратель приходит в свой избирательный участок, получает бюллетень (удостоверив его подписью), заполняет его в специально оборудованной кабине и опускает в ящик для голосования.

Серьезная проблема избирательных кампаний – абсентеизм, т.е. уклонение от участия в выборах. Причинами абсентеизма, как показывают исследования ученых, являются: недоверие к партиям, кандидатам и политике в целом; низкий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правильности подсчета голосов. Социологи отмечают, что среди абсентеистов довольно много молодежи. Установлена закономерность: электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста.

Подсчет голосов производится открыто и гласно, в присутствии кандидатов или их доверенных лиц, наблюдателей от партий, СМИ, а нередко и международных организаций. Результаты выборов определяются, как вы уже знаете, в зависимости от избирательной системы. Так, пропорциональная система выборов в Госдуму РФ предполагает распределение депутатских мандатов между партиями пропорционально поданным за них голосам избирателей. Например, к распределению депутатских мандатов в Госдуму 2011 г. были допущены 4 партии из семи, набравшие не менее 7% голосов, т.е. преодолевшие семипроцентный барьер. (В настоящее время он снижен до 5%.) Большинство депутатских мест получила партия «Единая Россия».

Выборыы Президента РФ и губернаторов осуществляются по мажоритарной системе абсолютного большинства. Если ни один кандидат не сумеет привлечь в первом туре более половины голосов, проводится второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Отметим, что на президентских выборах 2012 г. победу одержал В.В.Путин, который завоевал уже в первом туре абсолютное большинство голосов избирателей (63%), в отличие от своих четырех соперников.

Итоги выборов публикуются не позднее месяца со дня голосования соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России – Центризберкомом. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчет о расходовании средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий